Французский писатель Морис Метерлинк в романе «Разум цветов» тонко, поэтично и психологически верно передал эту мысль: наши минусы – это продолжение наших плюсов и в них (минусах) заключены подчас наши таланты. Все это об огромном ресурсе ТЕНИ и умении не впадать в крайности.
«…Таким образом, она обладала всеми женскими страстями и слабостями, превращенными в украшение и, по милости богов, она не представляет мертворожденного совершенства(выделено мной), наделенного всеми добродетелями, которых не оживляет ни один недостаток. В каком воображаемом мире можно найти добродетель, которая не была бы привита к недостатку?
Когда бы могла они иметь необходимую для жизни энергию, если бы была лишена самолюбия и гордости? Как бы могла она устранить незаслуженные препятствия, если бы не обладала запасом эгоизма, соразмерного с законными требованиями своей жизни? Как бы могла они быть пламенной и нежной, если бы не была чувственна? Как бы она могла быть доброй, если бы не умела быть слабой? Доверчивой, если б не умела быть легковерной? Как бы она могла быть прекрасной, если бы она не знала зеркал и не хотела бы нравиться? Как бы она могла сохранить женскую прелесть, если бы не была наделена невинной женской суетностью? Как бы она могла быть щедрой, если бы не была несколько непредусмотрительной? Как бы она могла быть справедливой, если бы не умела быть твердой? Как бы она могла быть храброй, если бы иногда не забывала быть благоразумной? Как бы она могла быть преданной и способной к самопожертвованию, если бы она никогда не уклонялась от контроля холодного разума?
То, что мы называем добродетелями и пороками, все это одни и те же силы, проходящие через все наше существование. Они меняют свое название, смотря по месту, куда направляются; налево – они впадают в трущобы уродства, эгоизма и глупости; направо они поднимаются на вершину благородства, великодушие и разума. Они становятся добрыми или злыми, смотря по своим делам, а не по кличке, которую носят…
…Неустойчивый образ, сотканный из находящихся в состоянии покоя пороков, из инертных достоинств, из сонных эпитетов, из пассивных движений, из отрицательных сил. Она целомудренна, потому что лишена чувственности; она добра, потому что никому не желает зла; она справедлива, потому что не совершает никаких поступков; она терпелива и покорна, потому что лишена энергии; Она снисходительна, потому что ее никто не оскорбляет; она прощает, потому что не в силах бороться; она милосердна, потому что позволяет себя обирать и потому что е благотворительность ничего от нее не отнимает…Но что произойдет, если этот образ вдруг оживится, выйдет из своего одиночества и вступит в жизнь?…
Разве можно назвать добродетелью верность любви, плохо избранной или духовно погасшей, или покорность неразумному и несправедливому господину? Разве достаточно не вредить, чтобы быть доброй, не лгать для того, чтобы быть правдивой? Есть одна мораль – людей, стоящих на берегу великой реки, и другая мораль – людей, плывущих против течения…
…Терпеливость, благодушие, послушность, доверчивость, самоотречение, покорность судьбе, преданность, готовность к жертве и все другие плоды пассивной доброты, если внести их без изменения в суровую внешнюю жизнь, становятся ничем иным, как слабостью, раболепием, беззаботностью, бессознательностью, беспечностью, непредусмотрительностью, глупостью или трусостью, и для того, чтобы поддержать на должном уровне источник доброты, откуда они происходят, должны уметь перевоплощаться в энергию, твердость, в упрямство, в осторожность, в устойчивость в негодование или возмущение…».