Займемся психогигиеной (часть вторая)

Музыкотерапия одно из наиболее древних направлений арттерапии.  Чрезвычайно богатое и ресурсное. Однако, чтобы музыка была «лекарством» нужно знать несколько нюансов и «секретов» ее использования.

Во-первых, и это общеизвестный факт, конкретная музыка вызывает цепочку ассоциаций (определенная мелодия «связанная» с определенными обстоятельствами, так и незнакомая мелодия, рождающая индивидуальные образы).

Во-вторых, один и тот же музыкальный инструмент в разных культурах воспринимается по-разному (звук флейты в восточной культуре рождает расслабление, в западной – тревогу и печаль и т.д. и т.п.)

Основной принцип музыкотерапии — она должна соответствовать актуальному эмоциональному состоянию слушателя. Так как, для того, чтобы переключить эмоцию грусти, злости, гнева, радости – ее надо сначала прожить. Итак, при подавленном состоянии, депрессии слушайте тихую, спокойную музыку; при возбуждении, наоборот, громкую и быструю.  В противном случае, если при тревожности мы будем использовать веселую музыку, может возникнуть обратный эффект, т.е. ваши тревога и раздражительность повысятся. Это и понятно. Во-первых, мы можем «отпустить» эмоцию, если даем ей право на существование, а не выдергиваем себя всеми правдами и не правдами в другое состояние, а во-вторых, создаем мощнейший диссонанс со своим состоянием.

Для того, чтобы выйти из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала слушать мелодии, соответствующие этому настроению. Затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательными переменами в настроении. Минорная музыка в форме ноктюрнов, элегий, колыбельных создает оптимальные условия для переживания легких депрессивных состояний. Положительная реакция на мажорную возникает лишь после достаточного отреагирования печали.

Если человека мучает печаль, тревога, страх то сначала ему важно подобрать для слушания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым страданиям. Второе музыкальное произведение должно противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализовать его (лучше всего подойдет светлая, воздушная мелодия, утешающая и дарящая надежду) и, наконец, третьему произведению – динамическому – отводится роль вселять в слушателя уверенность в себе, мужество, твердость.

Рекомендуемая классическая музыка:

  • V симфония (вступление),V1 симфония (финал) Чайковского; «Смерть» Грига; Прелюдия до-минор, марш из сонаты си-бемоль-минор Ф.Шопена; «Реквием» Моцарта – при печали, депрессии.
  • «Мелодия» Рубинштейна, Прилюдии и мазури Шопена, вальсы И.Штрауса– при невротической тревоге
  • «Хор пилигримов» Вагнера; «Сентиментальный вальс» Чайковского; скерцо 1 этюд 12, соч.10 Ф.Шопена; этюд 12, соч.8 Скрябина; Финалы сонат 14, 23 Бетховена; «Порыв» Шумана; Кантата 2, «Итальянсткий концерт», Баха, «Финляндия» Сибелиуса– при раздражении, гневе, разочаровании.
  • «Пастораль» Бизе; «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского; «Лебедь» СенСанса; «История любви» Лея – релаксационное воздействие
  • «Чардаш» Монти; «Аделита» Г. Перселла – когда ходим взбодриться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*