«Что может быть прекраснее и могущественнее мечты? Только лень» Михаил Веллер
Хорошо сказано! Но что такое лень? Почему она возникает? Всегда ли лениться плохо? Почему в нее, как болото, затягивает все наши мечты? Почему один человек – преодолевает, действует и достигает. А другой утопает в лени, жалости к себе и прокрастинации?
Уверена, что всем знакомо состояние, которое можно охарактеризовать одним словом: л-е-н-и-в-о. И это может касаться вещей, которые совсем не хочется делать, но тем не менее надо. Ну вы знаете: «Партия сказала надо, комсомол ответил – есть!». Но вот что совсем удивительно, также и тех, которые, казалось бы очень желательны: прогулки, выставки, походы в кафе с друзьями и т.д. и т.п. – то есть развлечения.
Вообще, друзья, лень в психологии малоизученый феномен. Не иначе, как психологам ЛЕНИВО ее изучатьJ. Не очень много есть дельного на эту тему, на мой взгляд.
В классической психологии лень выступает, как антипод силы воли. А это не совсем равнозначные понятия и полярности.
И способы борьбы с ленью предлагаются соответствующие: 1) включать силу воли 2) различного рода поведенческие техники 3) тайм-менеджмент.
Но все они малоэффективны, если не выявляется основная и глубинная причина лени.
К тому же все они построены на фундаменте борьбы. С самим собой. А я отношусь к тем психологам, которые уверены, что …сопротивление бесполезно J)
Борьба с самим собой обречена. Понимание происходящего и проживание его дают совсем иной результат.
Еще есть такая мысль, встречающаяся у бизнес –коучей: «Нет ленивых людей, есть хреновая мотивация». И все вроде бы так. Но знаете ли вы, что такое мотивация? А потребность? Представляете разницу между ними?
На самом деле бывает так: нам лень делать то, что не представляет для нас ценности, не реализует какую-то важную потребность. Именно потребность! Так как она первична. Мотив следует потом — и уже за ней. Это ОЧЕНЬ важно для понимания причины возникновения лени. Почему? Сейчас увидите.
Потребность можно объяснить в трех словах – это СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА. И все, что нами движет – это поиск устранения этого дискомфорта. А как его можно устранить? Только с помощью чего-то или кого-то, правильно? И вот этот поиск ПРЕДМЕТА для удовлетворения потребности — и называется, и является МОТИВОМ. Ну, а теперь, чтобы МОТИВ закрыл, удовлетворил потребность — нужно что-то делать. И тут возникает третий элемент цепочки: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Вся нехитрая цепочка такова: дискомфорт – мотив – деятельность. Сначала формируются потребности, затем ищутся мотивы и потом возникает деятельность!
Друзья, деятельность не возникнет, если нет основного и важного звена! Ну бессмысленно кого-то мотивировать, если у него нет потребности! Ну нет — и все! Вы хоть с бубном спляшите, убеждая человека вести здоровый образ жизни! А у него потребность в пиве, диване и телевизоре. Или же в паре: один хочет пойти в терапию, другой — категорически нет. Потребности, ценности и цели разные у этих двух людей. Мы тут плавно перейдем с вами к взаимосвязи ценностного ряда и потребностей.
Подведем резюме всему вышесказанному. Самая важная и основная причина лени – это несоответствие наших целей, задач, стремлений, мечт — нашим истинным потребностям.